Статьи о бересте

Техника обработки

У каждого народа сложились самобытные традиции в изготовлении и декорировании даже самых обыденных бытовых изделий. В прошлом предметы, сделанные из местных растительных материалов, занимали большое место в жизни крестьянина, широко использовались северными охотниками и оленеводами, жителями тайги и гор. Они настолько прижились в быту, что даже в народе появились шутливые присказки, вроде: «Кабы не лыко да береста, и мужик развалится».

Эластичность, водонепроницаемость, термичность, устойчивость от гниения, легкость и красота, удобство и легкость сбора и обработки позволяют применять бересту в строительстве домов, при изготовлении рыболовных снастей, посуды и утвари, сапожном производстве, при изготовлении одежды и украшений.

Женщины хранили свои украшения, принадлежности для рукоделия и мелкие вещи в берестяных кудах – небольших берестяных корзинках. Особой популярностью пользовались туеса для хранения кваса, пива, молока, набирки (набирухи) и пестери для сбора грибов и ягод, дорожные солонки различных форм и игрушки.

Новые времена диктуют новые технологии, меняется привычный быт, и из повседневного жизненного уклада уходят многие традиционные предметы обихода. Но никогда не отпадет надобность в изделиях из бересты высокохудожественного уровня, сочетающих красоту пропорций, умелый подбор материала по цвету и фактуре. Современный человек особенно ценит изящество и неповторимость, изделия, выполненные руками мастера. Душа, мастерство, талант художника превращают незамысловатую посудину не просто в изделия кустарного ремесла, а в произведение традиционного народного искусства, в котором воплощено представление многих поколений мастеров о красоте и целесообразности изделий из бересты.

Наиболее простые по форме и изготовлению изделия можно выполнить прямо в лесу. Более сложные изделия изготавливаются в мастерских художника с применением сложных технологий, декора выполненного с использованием различных приемов и техники для декорирования изделий.

Грубо их можно разделить по способу изготовления – плетеные изделия, изделия из пластовой бересты и комбинированные изделия.

Плетеные изделия выполняются из полос бересты косым или прямым плетением. Ширина полосы может быть различной от минимальной – 5 мм до 6-7 см максимум. Размеры самих изделий могут быть различными, от миниатюрной походной солонки величиной не больше кулака, до плетеного сундука, не уступающему в размере своему деревянному собрату. Основные типы плетеных изделий – корзинка, пестень, зобня, горлатка, сумка, короб, и, конечно же национальная русская обувь – лапти, ступни, башмаки. С корзиной и пестенем ходили в лес для сбора ягод и грибов. Сумки были незаменимы у рыболовов, охотников и пастухов. В коробах, горлатках, зобнях хранили продукты. На кухне среди утвари можно было увидеть плетеные чашки, коробочки, солонки. Они были очень разнообразны по форме, каждый мог плести и плел по-своему. В лаптях, ступнях выполняли работу по хозяйству, убирали за скотом, сенокосили, ходили по дому. В различных регионах были свои формы лаптей и свое наименование. Лапти носили в России еще в 50-тых годах прошлого века. Форма и размер изделия зависели от назначения.

Типов изделий из пластовой бересты на Северо-западе очень мало по сравнению с Сибирью и Дальним Востоком. Это туес, полотуха, коробка (чуман) и черпак (берестянка). Полотуха изготавливалась из двух-трех пластов бересты, которые прошивались и скреплялись корнем сосны или тонкой полоской бересты. Форма обычно прямоугольная, низкая. Размеры различные, в зависимости от назначения. Обычно полотухи использовались для временного хранения, сбора и переработки продуктов.

Коробки проще по изготовлению. Они делаются из одного пласта бересты, который сгибается и закрепляется обычным прутиком. Иногда приделывается ручка из бересты. Коробки делались прямо в лесу по мере необходимости.

Берестянка – простой ковшик, сделанный из пласта бересты, свернутый воронкой. Сведенные края пластины скреплялись расщепленной палочкой,внешний конец которой образовывал рукоять «ковшика».

Самый распространенный тип из комбинированных изделий – туес, шкатулка, короб.

Красива береста сама собой. И теплый цвет со множеством оттенков, фактура, темные черточки (чечевички) всегда неповторимые, разные, разбросаны по полю, чуден природный рисунок в виде различных наплывов, бляшек, пятен. Тем не менее, издавна известны дополнительные виды украшения изделий. Пояски, замки, различные швы, кроме технологических функций несут и декоративную нагрузку.

Тиснение наиболее часто и широко встречается в декорировании берестяных изделий как у старых мастеров, так и современных художников. Круг, розетка или фрагментарный мотив вырезается в конце деревянного, костяного штампика и многократно выбивается на берестяном полотне. Штампик (чекан) длиной 8-12 см изготавливают из твердых пород деревьев – береза, можжевельник, а также из кости, пластмассы, металла, органических материалов. На конце круглой или прямоугольной формы штампика вырезают или выгравировывают рисунок. Размечают на бересте место в виде линии или сетки, где будет наноситься рисунок. Лист бересты кладут на ровную твердую доску или металлическую пластину. Обычно используется свежая береста без рыхлых чечевичек. Штампик ставится вертикально на намеченное на бересте место и с одного удара молотка получается оттиск. Теснение чаше всего используют на туесах и шкатулках, выбивая один и тот же рисунок на поясках туеса, получают красивую линию. Тиснение используется современными авторами для создание оригинальных высокохудожественных творений.

Прорезная резьба, просечка является эффективным приемом украшения изделия. В основном применяется на шкатулках, туесах. Материалом служит тонкая береста, почти с невидимыми чечевичками, снятая с молодых берез. Рисунок, подготовленный на бумаге, переносят на бересту способом продавливания, прокалыванием по контуру, или обводя шилом по трафарету. Особое внимание уделяют при переводе крупных контуров рисунка, мелкие детали только намечают и обычно вырезают на глаз.

Выскабливание (скобленка) является одним из основных способов декорирования изделийиз бересты. Обычно используется осенняя береста, она темно-коричневого цвета, так как снимается с налетом камбия, годится и весенняя, правда цвет камбия при этом более светлый, чем на осенней бересте. Подготовленный на бумаге рисунок, орнаментальный мотив переносятся на пласт бересты. Участок бересты с рисунком слегка смачивается теплой водой. Затем острой стороной ножа, шила, иглы аккуратно выскабливаются элементы узора, оставляя фон или, наоборот, оставляя нетронутым узор, удаляя фон вокруг него, освобождая светлый тон. Другой способ, когда работа ведется с летней темной берестой или с берестой, окрашенной природными красителями, например отваром ольховой коры. Контур рисунка на определенную глубину подрезается кончиком ножа и отслаивается некоторый слой бересты. Зная, что береста состоит из множества тончайших слоев, к тому же различных оттенков, художник находит интересные цветовые решения. Узоры наносятся как на заранее подготовленный кусок бересты, так и непосредственно на готовое изделие.

Береста не впитывает краску, поэтому удобна для росписи. Роспись производится сухими порошками красок с прибавлением клея, наряду с кистью используется тампон. Композиция росписи обычно такова, что большая часть поверхности бересты остается не закрытой орнаментом и сохраняет красоту своего материала, если фон подкрашивается тонким слоем краски, цвет его обычно подбирается таким образом, чтобы сохранить впечатление легкости, мягкости, теплоты бересты.

В каждой области сформировались свои неповторимые приемы и традиции декорирования бересты, отличные своим индивидуальным подчерком, который невозможно спутать с другим. Широкую известность еще в 19 в. Получили промыслы Вологодской, Вятской, Орхангельской, Олонецкой, Нижегородкой, Пермской и Тобольской губерний. Но, пожалуй самым популярным в 19 в. Был Шемогодский промысел Вологодской губернии.

Шелмогоры – один из крупнейших берестяных промыслов, возникших по берегам реки Шемоксы. В его формировании заметно влияние Великого Устюга, который с 16 века был центром культуры и художественных ремесел. Деревня Куров Наволок, более 200 лет принадлежавшая богатому Великоустюжскому Михайло-Архангельскому монастырю, являлась центром берестяного промысла. Упоминание о нем встречается в путевом дневнике русского путешественника П.И.Челышева в 1791 году. Но самая большая известность пришла к шемогородской бересте с именем крестьянина Ивана Вепрева, работы которого были показаны на выставках в Москве и Париже. Первоначально рисунок на изделиях шемогородских мастеров был сюжетным, но к концу 19 в. Вытесняется растительным орнаментом, Ажурная шемогородская береста в начале ХХ века становится очень популярной, с увеличением спроса расширяется ассортимент, появляются новые изделия – папиросницы, платочницы, рамки для портретов.