Статьи о бересте

О бересте

Береста - это благодатный материал для творчества. Она прекрасно поддается прорези и тиснению. Береста любит человеческие руки. Изделия из бересты излучают солнце, тепло, в них душа мастера. Не сравнить изделие ручной работы - и штамповку. В штамповке нет души, нет мысли. Прорезная же береста требует терпения, настроения, работа довольно трудоемкая. Однако какое это счастье - воплотить свою задумку, замысел в изделии! Хотя наша повседневная жизнь и тут вносит свои коррективы. Приходится работать и "на быт", зарабатывая на жизнь заказами и изделиями "широкого потребления". Вот и оставляет мастер по бересте на потом то, что желаемо, что хочется сделать. Важно не потерять при этом "свое лицо", добиться в результате качества изделий. Есть в этой работе и приятные моменты - дать гарантию на свое изделие на полста лет. Разумеется, при надлежащем уходе. Береза почему-то считается сорным деревом: никто ее не сажает, а она


растет. В то же время береза всегда была любимым деревом у славян. Действительно, даже туес или шкатулка из бересты прекрасно сберегает содержимое. Золото и серебро не тускнеет в изделии из бересты, продукты


прекрасно хранятся.

Об этом наши предки хорошо знали. Немалую роль здесь играет и искусность рук человеческих. Именно в руках мастера береста приобретает красоту, изящество изделия - на долгие годы. В одной из берестяных грамот, найденных в Новгороде, говорится: "Я послал бересту..." Да будет так. И пусть она приносит вечно людям покой и радость. Издревле известно четыре основных способа работы с берестой. Это тиснение, плетение, резьба и роспись. Все они сейчас активно развиваются. Самый распространённый на сегодняшний день способ – это тиснение. Придите в любой сувенирный магазин, и вас там встретит богатейшее разнообразие тисненых берестяных изделий. Раньше тиснение делалось так. Мастер брал деревянный, костяной или металлический штамп и ударял по нему молотком. На бересте оставался красивый отпечаток. Сочетая несколько штампов, мастер мог создать композицию.

Сейчас штампы стали красивее, сложнее и значительно больше по площади. Их уже невозможно оттиснуть с помощью молотка. Для таких оттисков существуют специальные прессы. Затем тисненую поверхность подкрашивают морилкой, чтобы усилить эффект, чего раньше никогда не делали. Именно такие предприятия стали сегодня лидерами в производстве берестяных изделий. На них работают иногда сотни человек. У такого, приближенного к машинному, конвейерному производству, есть один недостаток. Эти изделия лишены индивидуальности. Рука мастера в них не чувствуется. Видимо, чувствуя это, производители таких изделий стараются выиграть за счет разнообразия штампов и высокого качества.

Современная резьба по бересте немного отличается от той, что была раньше. Так же точно мастер берет острый резец и прорезает бересту так, чтобы все элементы резного рисунка соприкасались между собой. Так же точно под резьбу подкладывается слой другого цвета. Резьба часто дополняется тиснением. Но это уже ручное тиснение, когда поверх резьбы затупленным шилом продавливают прожилки, штрихи, чёрточки. Потом резьбу подкрашивают морилкой. Например, мы, покрывая резные и тисненые поверхности морилкой, потом протираем их растворителем. Так мы высветляем одни места и оставляем другие тёмными, что даёт интересный декоративный эффект. Раньше под резную бересту подкладывали фольгу или цветную бумагу. Теперь в основном подкладывают кусок той же бересты, проморённый до тёмно-коричневого цвета.

Хочется упомянуть еще один вид резьбы. Это резьба с помощью стамесок разного профиля. Иногда её используют вместе с резьбой резцом, иногда самостоятельно. Интересен такой способ резьбы, когда под один резной слой подкладывают ещё один, тоже резной. Получается интересный резной рельеф. Насколько я помню, в древности такого не было. Многослойная резьба с помощью стамесок – это уже изобретение нашего времени.

Предки наши для своих изделий брали бересту только определенного качества. Красивую, гладкую и ровную. Они пользовались только «желтой» стороной бересты, то есть той, которая была обращена внутрь, к стволу. Время внесло коррективы и в это. Наших современников привлекает то, что предки отбрасывали за ненадобностью. Наросты, белую сторону, разные дефекты коры. Интересной может быть береста, снятая с подгнивших деревьев и даже та, что пролежала долгое время в воде. Кусочки такой бересты можно насобирать по берегам рек, где осуществлялся сплав леса. Они блестящие, чёрного или серебристо-серого цвета. Используя эти «отбросы», художники создают красивые композиции, иногда целые картины из бересты.


Новое время принесло новые веяния. Появились новые подходы. То, что было самодеятельным крестьянским творчеством, стало профессиональным прикладным искусством. Что-то приобретено, что-то утрачено. Но берестяной промысел жив и развивается.